Блог открыт в рамках проекта «Дербент: 2000 лет на перекрестке культур», инициированного Хасавюртовской центральной городской библиотекой имени Расула Гамзатова.

вторник, 7 июля 2015 г.

Каспийское море в Дербенте

В Дагестане я оказалась в первой половине сентября 2014 года. Мечтала накупаться в Каспийском море. Но не тут-то было. Удалось пару раз искупаться в Избербаше, а когда оказалась в Дербенте, то Каспий разыгрался не на шутку. Редкий день море было спокойно. И хотя оно мелкое, но далеко от берега уплывать страшно. Плывёшь обратно, а волны так и тянут тебя назад. Только продвинешься на полметра вперёд, а тебя отбросит метра на два обратно. Приходилось довольствоваться барахтаньем возле берега. И ещё говорят в сентябре наступает на Каспии сезон воронок. Затянет и возле берега, если не умеешь выбираться из такого водоворота. Вобщем неласковое для меня оказалось море в Дербенте, хотя и красивое….. Чаще просто гуляла по берегу.






Поездка в Дербент сподвигла меня на чтение произведений А.А. Бестужева-Марлинского. В первую очередь, конечно, взялась за кавказские повести. «Прощание с Каспием» вновь напомнило мне беспокойное, притягательное и недоступное Каспийское море:

«Я быстро скакал по берегу, я предался воле бешеного моего скакуна. < > я направил разъяренного карабахца прямо в прибой Каспийского моря. Видали ль вы, когда молния падает в волны? Один миг — и конь мой стал среди валов, изумленный их ревом и плеском. Как дикие степные кони, разметав гриву на ветер, стадами рыскали, прядали они кругом, набегали, отбегали вдаль; и он строптиво, недоверчиво поводил своими раскаленными и черными, как уголь, глазами, вздувал дымные ноздри, обнюхивал незнакомых ему товарищей, и, каждый раз, когда всплески расшибались в пену о грудь его, он злобно отряхал брызги с ушей, бил копытом песок и, оскалив зубы, готовился грызнуть неуловимых зачинщиков. Я трепал его по крутой шее, и наконец, он смирно стоял, лишь повременно вздрагивая от набега всплесков. Буйный северный ветер гнал волны свистящими крылами своими на берег, как гонит орел лебединое стадо. Серо было небо; лучи солнца рассыпались веером сквозь летучие струи облаков и порой зажигали бисерною радугою брызги над валами».

Источник:
Бестужев-Марлинский А.А. Прощание с Каспием // Кавказские повести / под ред. Д.С. Лихачева [и др.]. – СПб. : Наука, Ленинградское отделение, 1995. – С. 180–184. – (Литературные памятники) ; То же: http://librebook.ru/kavkazskie_povesti/vol5/1 (08.07.15)



А вот каким увидел Каспийское море в Дербенте Александр Дюма во время путешествия на Кавказ:
«…предо мной открылось Каспийское море. Оно имело цвет синего яхонта. Ни одной рябинки не было на его поверхности. Море было пустынно, как степь, выглядевшая его продолжением. Ничего не казалось мне более величественным и печальным, как это море Ирканин, как называли его древние море почти мифическое до Геродота, море, пространство и границы которого первый обозначил Геродот, и которое сейчас не намного более известно чем раньше. Таинственное море, принимающее в себя все реки севера, запада и юга, с востока получает только песок, поглощает все, не отвергая ничего, и имеет такое течение, что никто не знает, каким подземным путём уходит его вода».

Источник:
Дюма А. Дербент // Кавказ : пер. с фр. – Тбилиси : Мерани, 1988. – С. 204–210.




Прекрасно описал Каспийское море в Дербенте в своём произведении «Кавказский дневник: путевые заметки» Артём Яковлев:
«‪‎Каспий бывает зелёным, бывает синим — в любом случае тон его полный, густой, как и нужно для красок мира. Нет на свете моря более полноцветного. Дружелюбный, бескрайний, Каспий столь же холоден, как ‪‎Енисей. И так же этот холод не мешает почувствовать его тепло.
Нет других морей столь же открытых (а я видел их — уже немало). И пусть не заикается никто, что Каспий не море, а лишь озеро. Скажите это тем, кто мраморную лужу Геллеспонта называет морем.
На ‪дербентском берегу Каспия находился какой-то санаторий. Около него сидели рядком человек пять и медитировали. Я отошёл от них подальше по пустынному берегу.
Каспий дружелюбно плескался рядом со мной, как весёлый пёс.
Мимо пронёсся взмыленный утренний марафонец.
Я разделся и вошёл в воду. Хотя я видел море вчера вечером, в Махачкале, только здесь, на рассвете в Дербенте, я мог по-настоящему приветствовать его.
– Каспий-йо-о-о-о! – донеслось откуда-то издалека. Как будто кто-то звал море к себе. Как будто кто-то пел песню: – Каспий-йо-о-о-о!
Каспий легко толкался в мою грудь волнами. Дно его было песчаным, с мелкими камушками. Под ногами оно чуть поддавалось и пружинило. Нет моря лучше для купания, чем Каспий. Математический Азов и блестящее Черноморье — не таковы. У них нет этой приветливости, готовности идти знакомиться, готовности дружить и играть с тобой до самого вечера».

Источник:

Яковлев А. Кавказский дневник : путевые заметки. Ч. 2 // День и Ночь. – Красноярск, 2010. – № 4. – С. 85–127 ; То же: http://magazines.russ.ru/din/2010/4/ia15.html (08.07.15)




Комментариев нет:

Отправить комментарий